В передаче Мансаи рассказывает, что театры Но, Кёгэн имеют многовековую традицию и любое движение, жест имеют значение. Например, они рассматривают начальную позу программы, где Юдзуру держит руку над головой, но эта поза не правильна, рука должна быть сзади из-за того, что раньше носили высокие шапки эбоси.
150922 YUZURU×MANSAI 表現の極意
www.dailymotion.com/video/x37hupd_150922-yuzuru...
Перевод беседы на русский
читать дальшеХаню: Это невероятно. Я попал в удивительное место. У меня в голове хаос, что же делать?
Перед первым соревнованием грядущего сезона Юзуру Ханю встретился в Мансаи Номура - актером театра Кёгэн . Его первое соревнование состоится в следующем месяце. Ханю, который использует музыку к фильму "Оммёдзи" ("Колдун") в своей программе, побеседовал с актером, исполнившим главную роль в этом фильме, Мансаем Номурой и попросил совета в презентации персонажа.
Беседа фигуриста и актера состоялась на сцене театра Но в прошлом месяце.
Ханю: Добрый день.
Номура: Добрый день.
Ханю: Рад познакомиться, я Ханю.
Номура: Я Номура. Добро пожаловать в театр Но. Ты здесь впервые?
Ханю: Да.
Это их первая встреча.
Ханю: Я очень волнуюсь, о Боже... Очень, очень волнуюсь...
Номура: Правда?
Ханю: Очень волнуюсь. Все в порядке?
Номура: Можешь спросить меня о чем угодно.
Редко случается видеть Ханю таким взволнованным. Он сам попросил об этом интервью, потому что...
Ханю: "Оммёдзи" лежит в основе программы на этот сезон, программа называется SEIMEI (Сэймэй)...
В этом сезоне Олимпийский чемпион представляет программу в японском стиле в первый раз. Музыка взята из заглавной темы фильма "Колдун". В фильме, вышедшем на экраны в 2001 году, Номура сыграл главную роль Абэ но Сеэмэя. Поза, которую он делал, произнося заклинания, стала очень известной. Ханю также включил эту позу как элемент хореографии.
Номура, рожденный в династии актеров Кёгэн, внес большой вклад в развитие популярности этого вида искусства. Ханю видел его представления много раз. Он получил советы по поводу этой позы от Номуры - человека, которым восторгается.
Ханю: Это невероятно. Я попал в удивительное место. У меня в голове хаос, что же делать?
Номура сказал, что для исполнения движений в Кёгэн важно иметь правильный противоположно направленный "вектор" движения.
Номура: Когда ты пытаешься прыгнуть в эту сторону, твоя рука поднята в противоположную сторону. Если тебе надо просто прыгнуть, тогда ты прыгаешь и всё [показывает прыжок]. Но когда ты прыгаешь, у тебя будет такой вектор [от поднятой левой руки вниз направо].
Важно, чтобы актер привлек внимание публики поднятой рукой, а после прыгнул в противоположную от этой руки сторону.
Ханю: То есть вы прыгаете в другую сторону от той, где вы завладели вниманием публики?
Номура: Так же, например, и в фигурном катании - ты не движешься все время в одну сторону. Напротив, ты ехал в одном направлении, развернулся и уже едешь в противоположном. Для публики в тот момент это будет сюрпризом.
Ханю: Этот совет так полезен... Теперь у меня внутри хаос, даже голова закружилась... Что же делать?..
Номура сыграл в своей первой пьесе, когда ему было всего 3 года. Он учился ката у своего отца [фото Номуры - ученика старшей школы, и его отца].
Ханю: Вы ощущали давление от того, что представляете искусство, имеющее многовековую историю, или давление от ваших предшественников?
Номура: Ты не можешь считать себя даже стоящим в начале пути, пока не усвоишь базовые знания, прошедшие через поколения. Это очень важный момент.
Ханю: Значит, они тщательно учили вас формам и основам?
Номура: Они учили выполнять ката очень хорошо, без ошибок. Так что я могу делать их каждый раз не задумываясь. Такими ката и должны быть.
Ханю так же получал базовые знания в фигурном катании, когда был маленьким.
Ханю: Мы тоже много тренируемся, можем прыгать практически как машины. Это как ката Кёгэн, очень похоже.
В Кёгэн и фигурном катании базовые стойки очень важны. Именно поэтому, по словам Ханю, они настолько сложные.
Ханю: Мы исполняем одни и те же программы на многих соревнованиях, так что публика знает их наизусть.
Номура: Наверное, думают "Вот сейчас, вот сейчас".
Ханю: Думают "Сейчас будет квад".
Номура: Значит сделай так, чтобы они подумали "Ого!", даже если они знают, что последует дальше. Это задача как спорта, так и искусства, где есть ката. Даже если ты не знаешь, будет ли это сверх их ожиданий, все равно нужно показать им что-то, что превзойдет их ожидания. Вот что тебе нужно сделать.
На примере пьесы "Sanbanso" (Санбасо) Номура объясняет, как выразить то, что заключено внутри ката.
Номура: Например, у тебя есть элемент звука (музыка). Когда я прыгаю, у прыжка тоже есть звук. Иногда можно прыгать и бесшумно. В "Sanbanso" есть 3 последовательных прыжка [прыгает, выделяя последний прыжок], но только у последнего есть звук приземления. И ты не каждый раз раскрываешься, выражая что-то, ты так же должен уметь закрыться. Одни детали тебе нужно подчеркнуть, тогда как другие скрыть. Это лучше всего работает, когда ты хочешь что-то выделить.
Ханю: Разные степени выразительности, так вы подчеркнули последний прыжок. Это так здорово... Я попал в удивительное место, я в таком восторге сейчас!
Далее Номура дает советы насчет новой программы Ханю. Сезон в фигурном катании вот-вот начнется. Ханю бросил себе вызов, выбрав программу в японском стиле. Хореография начальной позы заимствована из позы Номуры в фильме "Оммёдзи". Она и привлекла внимание Номуры.
Номура [принимая позу] : Я думал "А что с другой рукой?". У меня на голове был эбоси и широкий рукав за спиной.
Номура хотел поддержать баланс между эбоси и широким рукавом каригину. Но у Ханю, который воспроизводит эту позу, нет всего этого в костюме.
Номура: Если на тебе надето что-то другое, тебе следует подстроить свою хореографию под это. Очень важно, чтобы ты понимал, что нужно подчеркнуть. Если на тебе нет каригину, тогда это поза смотрится как поза из Фламенко [Юзуру смеется].
Таким образом, если изменить костюм, хореография будет производить другое впечатление.
Номура: Тебе нужно самому анализировать формы. Не упускай смысл, скрытый в них, постарайся его понять. Например, об этой позе - ты не должен делать её только потому, что так делал Сэймэй. Ты должен не просто изобразить её, а осознать, что в этот момент ты "повелеваешь небесами, землей и людьми".
Ханю: Значит, я должен понять смысл в движениях, которые исполняю.
Источник
winter-forum.com/index.php?topic=164.1250;imode